Организация работы в летний оздоровительный период
ПОДГОТОВКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 92 календарных дня.
Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны отделов по образованию, организаций здравоохранения, учреждений дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.
Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.
С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, управление (отдел) по образованию издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.
Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:
- наличие и исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
- наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
- функционирование поливочной системы;
- обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
- засеченость окон в учреждении дошкольного образования.
С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период.
При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В летний оздоровительный период увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе.
Содержание образовательной работы реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности. Специально организованная деятельность (занятия) в период каникул не планируются.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- утреннюю гимнастику;
- подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
- комплекс общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание сюжета;
- 3—4 подвижные игры;
- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
- оздоровительный бег на участке;
- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
- Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
- профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
- развитие координационных способностей;
- развитие (совершенствование) физических качеств;
- совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
- Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
- Игры с элементами спортивного ориентирования.
- Комплекс подвижных игр (2—3 игры), в том числе белорусских народных игр, с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников, их физические, нравственно-волевые качества, интеллектуальные способности
Физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
- включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);
- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений для каждого конкретного ребенка, группы воспитанников.
- При организации и проведении мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности должен соблюдаться индивидуально-дифференцированный подход с учетом:
- физической подготовленности воспитанников.
- уровней двигательной активности воспитанников (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети.
- состояние здоровья воспитанников (основная, подготовительная, специальная медицинская группа, группы лечебной физической культуры).
- пола воспитанников (девочки, мальчики)
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
- умывание в течение дня, в том числе прохладной водой, полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой
- дневной (ночной) сон при открытых форточках (избегая сквозняков);
- ходьба босиком по траве, песку;
- физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде;
- индивидуальное закаливание в семье и др.
Мероприятия Художественно-эстетической направленности включают:
- изобразительную деятельность воспитанников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников (развлечения, праздники);
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (коллективная и индивидуальная):создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с водой, песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
- сольное и коллективное музицирование;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
музыкальные игры с пением, хороводы.
подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:
развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;
формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;
формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
развитие музыкально-творческих способностей.
Игры с музыкальными инструментами.
Музыкальные игры-релаксации.
В целях формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников с учетом их возраста важно включать в содержание развлечений, праздников и иных мероприятий материал, направленный на воспитание уважительного отношения воспитанников к героическому прошлому своего народа, ценного отношения к жизни и миру, уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны и др.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА
В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.
С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При
С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.
Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:
обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;
максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);
использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;
учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.
Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей