Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников нашего учреждения дошкольного образования. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания педагоги учитывают все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:
-
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
-
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-
дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-
рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Начиная со средней группы, мы знакомим детей с символами государства (гербом, флагом, гимном). Со старшей группы с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).
Эту задачу педагоги реализовывают посредством проведения бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед, которые проводят дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр – путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.
Знакомя детей с гимном Беларуси воспитатели в начале занятия провели беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;
- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
После беседы включили гимн для прослушивания. Слова гимна заучиваем наизусть в нерегламентированной деятельности.
В конце занятия по знакомству детей с символикой Беларуси, а также в нерегламентированной деятельности педагоги провели с детьми: аппликацию, лепку, рисование, раскрашивание флагов и гербов. В индивидуальной форме также провели дидактические игры такие как:
-
«Чего не стало?»
-
«Третий лишний»
-
«Карта Беларуси»
-
«Мое имя»
-
«Узнай по описанию» и другие.
В нерегламентированной деятельности были организованы сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.